- Информационный каталог евро - https://www.euro-coins.info -

2 евро, Латвия (Латгальская керамика)

Страна: Латвийская Республика Художник: Gundega Rancāne
Дата выпуска: 05.06.2020 Гравёр: Jānis Strupulis
Монетный двор: Монетный двор Литвы
Номинал Материал Масса Диаметр Толщина
2 евро Наружное кольцо — Cu-Ni; внутренняя часть трёхслойная — Cu-Zn-Ni;Ni;Cu-Zn-Ni 8,5 г 25,75 мм 2,2 мм
Тираж
UNC BU Proof Всего
• 5.000 (в coincard)
• 7.000 (в составе набора «Латгальская керамика» — 8 монет рег.выпуска + памятная)
412.000
400.000 12.000

Гурт:

Рифлёный с надписью: 

Аверс:

На внутреннем диске монеты изображён канделябр — типичный латгальский керамический подсвечник. Сверху вдоль края диска расположено название государства-эмитента «LATVIJA», слева указан год эмиссии монеты «2020». Снизу вдоль края диска указано название темы монеты «LATGALES KERAMIKA».

По кругу внешнего кольца расположены 12 звёзд флага Европейского союза.
2 евро, Латвия (Латгальская керамика)


Историческая справка:

Латгальская керамика стала одним из самых ярких примеров латвийской культуры. В Латгале и Курземе традиционное гончарное дело развивалось на протяжении длительного времени, но только в Латгале оно сохранилось в веках и передавалось из поколения в поколение.

Горшок для хранения фруктов — пример латгальской керамики бытового назначения

Горшок для хранения фруктов — пример латгальской керамики бытового назначения

Согласно археологическим раскопкам, примерно со 2-го тысячелетия до н. э. латгальская декоративная керамика, развиваясь на основе культуры шнуровой керамики, постепенно совершенствовалась и дополнялась. Однако были и резкие толчки в развитии. Один из них пришёлся на X век — время изобретения гончарного круга, второй историки относят к XV веку, когда латгальские мастера начинают активно использовать в своей работе глазурь.

Латгальская керамика — это уникальное и легко узнаваемое направление, которое отличает присутствие на сосудах волнообразного края, а также наличие различных рельефов и украшений. Полоски с волнистым краем крепились одна под одну и создавали впечатление пышного наряда, состоящего из воздушных воланов и оборок. Современные мастера предпочитают гравировку. Иголкой, тонким гвоздём или специальным колёсиком с зазубринами на поверхность изделия наносят орнамент, основу которого составляют растительные и геометрические мотивы.

Но основное отличие латгальской керамики заключается в способности мастеров гончарного дела в любой глиняный сосуд вдохнуть особую красоту. При этом поразительного эффекта удаётся достичь, используя только три цвета глазури: зелёную, жёлтую, коричневую.

Латгальский подсвечник

Латгальский подсвечник

Впрочем, за простотой и лёгкостью форм скрывает большая, кропотливая работа. Сначала керамист обрабатывает глину на гончарном круге. Затем изделие покрывают слоем белой глины, опуская сосуд в подготовленный раствор. После подсыхания наносят гравировку — процарапывают белый слой до красной глины, создавая на поверхности уникальный орнамент. На этом этапе заготовки будущих сосудов оставляют высыхать на несколько дней или недель (время высыхания зависит от размера сосуда). Следующий этап — бисквитный обжиг. Высохшие, но ещё не покрытые глазурью изделия отправляют в печи, разогретые до температуры 800 градусов. Затем на поверхность сосуда наносят глазурь и повторно обжигают в печи, разогретой до 1000 градусов.

Отдельного внимания заслуживает изготовление дымленой керамики. Эти сосуды имеют необычный чёрный цвет, который получают методом задымления глины в печах. В качестве горючего сырья используется древесина. После того, как температура в печи достигает 870—900 градусов, мастер перекрывать кислород и в течение 20-30 минут сосуды темнеют.

Вплоть начала XX столетия латгальские керамисты изготавливали преимущественно посуду и игрушки. Другими яркими представителями практической керамики являются горшок для приготовления пищи или хранения продуктов, горшок для молока, два горшка, скреплённых посередине, соты (для хранения мёда, молочных продуктов, варенья), миска, кружка. Наиболее яркими примерами декоративной керамики являются подсвечник, свисток в форме животного или птицы или мифическое существо, настенная или настольная тарелка.

Отдельным направлением в развитии латгальской керамики можно назвать изготовление статуэток. Например, фигурки животных или чертей, которых в обиходе называют «рогатой глиной». Манера исполнения этих статуэток нарочито грубая. Помимо интерьерных статуэток в ассортименте латгальских керамистов есть и глиняные колокольчики. Они имеют скромное оформление, но довольно яркое звучание.

Керамические изделия латгальских мастеров являются частью Культурного канона Латвии. Большинство маршрутов, составленных для туристов, в обязательной части предусматривают посещение одного из селений, исторически занимающихся изготовлением керамических изделий. В Латгальских уездах продолжают работать не только пожилые, но и молодые гончары, продолжая многовековые гончарные традиции.

Лучшие образцы гончарного дела Латгалии представлены в экспозиции Дома-музея имени Яна Райниса, в Латгальском культурно-историческом музее в Резекне, в музее «Сельский двор в Андрупене», Лудзенском ремесленном центре.