- Информационный каталог евро - https://www.euro-coins.info -

2 евро, Сан-Марино (550 лет со дня смерти Донателло)

Страна: Республика Сан-Марино Художник: Matt Bonaccorsi
Дата выпуска: 05.04.2016 Гравёр:
Монетный двор: Монетный двор Италии (Рим)
Номинал Материал Масса Диаметр Толщина
2 евро Наружное кольцо — Cu-Ni; внутренняя часть трехслойная — Cu-Zn-Ni;Ni;Cu-Zn-Ni 8,5 г 25,75 мм 2,2 мм
Тираж
UNC BU Proof Всего
• 85.000 (в блистере) • 2.400 (в составе набора — 8 монет рег. выпуска + 2 памятные) 87.400
—  85.000 2.400

Гурт:

Рифлёный с надписью: 

Аверс:

На внутреннем диске — портрет Давида, фрагмент бронзовой скульптуры Донателло. В верхней части имеется обозначение монетного двора — литера «R». Справа в две строки — название государства-эмитента «SAN MARINO», ниже — имя скульптора «DONATELLO» и годы «1466—2016». В нижней части — инициалы художника «MB».

По кругу внешнего кольца расположены 12 звёзд.
 2 евро, Сан-Марино (550 лет со дня смерти Донателло) [1]


Историческая справка:

Памятник Донателло в Уффици [2]

Памятник Донателло в Уффици

Донателло (ит. Donatello) — великий итальянский скульптор, творивший в эпоху Возрождения. Настоящее имя — Донато ди Николло ди Бетто Барди (ит. Donato di Niccolo di Betto Bardi). Точная дата рождения и полная биография не известны. Родился приблизительно в 1386 году в состоятельной семье во Флоренции. Его отец занимался чесанием шерсти и происходил из старого рода Барди. Когда Донателло находился в юношеском возрасте, отец потерял все состояние и вскоре умер. Он остался жить с матерью в скромном доме, перестал посещать школу. Будущему скульптору пришлось зарабатывать себе на жизнь самому.

Под покровительством известного банкира Флоренции Мартелли, Донато начал обучаться искусству у живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо в его студии. С 1404 по 1407 годы, вместе с архитектором Филиппо Брунеллески, учился у Лоренцо Гиберти в самой большой бронзолитейной и ювелирной мастерской Флоренции. Именно там он полностью освоил технику литья из бронзы, принимал участие в работе над изготовлением северных ворот баптистерия. У скульптора Нанниди ди Банко Донателло получил навыки работы с камнем.

После совместной поездки с Брунеллески в Рим, у Донателло поменялся взгляд на скульптуру. Там их внимание привлекли памятники античной эпохи. До этого он работал в реалистичном стиле. Складывается впечатление, что мастер специально выделял даже некрасивые черты человека. Потом он начал придерживаться классики. В 1434 году Донателло вернулся из Рима, где создал табернакль для собора Св. Петра и множество других заказов. По приезду во Флоренцию, он реализовал несколько творческих проектов в классическом стиле. Великолепная статуя Давида из бронзы (ок. 1440), созданная для палаццо Медичи, сейчас находится в Барджелло. Она создана как раз в классическом творческом периоде великого скульптора.

Бронзовая статуя «Давид» (ок.1440 г. Национальный музей Барджелло, Флоренция) [3]

Бронзовая статуя «Давид» (ок.1440 г. Национальный музей Барджелло, Флоренция)

В 1443 году Донателло пригласили в Падую, где он жил и работал 10 лет. Одной из известных работ на новом месте стала конная статуя Гаттамелата, правителя Падуи. Она создавалась на протяжении 1445—1453 гг. Этот монумент стал первым в Европе свободно стоящим конным памятником с эпохи Античности. Самая известная работа скульптора, сделанная им в Падуе — высокий церковный алтарь для базилики Святого Антония (1446—1453). Он украшен композицией из большого количества изображений святых в виде скульптур и четырьмя барельефами с эпизодами жизни св. Антония. Эта работа стала пиком творчества знаменитого скульптора. Педуанский период творчества Донателло считается самым плодотворным. Скульптуры, созданные в этот период просто безупречны и великолепны.

Донателло любил работать, посвятил себя поиску абсолютного совершенства в скульптурах. Стал основоположником выполнения реалистичных фигур в движении, доводил все до тончайших мелочей, изображал полную пластику не только тела, но и одежды во время движения, выполнял индивидуальный психологический портрет.

По воспоминаниям Вазари, Донателло в последние годы своей жизни был прикован к постели и не мог работать. Донателло умер в родной Флоренции 13 декабря 1466 года. Он был похоронен с большими почестями в базилике Сан-Лоренцо.