2 евро, Бельгия (Ян ван Эйк)

Страна: Королевство Бельгия Художник: Luc Luycx (подпись — LL)
Дата выпуска: 15.10.2020 Гравёр:
Монетный двор: Королевский монетный двор Нидерландов (Утрехт)
Номинал Материал Масса Диаметр Толщина
2 евро Наружное кольцо — Cu-Ni; внутренняя часть трёхслойная — Cu-Zn-Ni;Ni;Cu-Zn-Ni 8,5 г 25,75 мм 2,2 мм
Тираж
UNC BU Proof Всего
• 150.000 (в coincard) • 4.750 (в коробочке)
• 250 (памятная 2€ + серебр. 20€ + золот. 50€ монеты «Ян ван Эйка» одним комплектом)
155.000
150.000 5.000

Гурт:

Рифлёный с надписью: 

Аверс:

На внутреннем диске представлен фрагмент картины «Портрет мужчины в красном тюрбане». Слева расположена палитра с кистями (на палитре выгравированы инициалы дизайнера монеты «LL»). Выше — автограф самого Яна ван Эйка. Сверху вдоль края диска написано имя мастера «J. van Eyck». Внизу расположены знаки Королевского монетного двора Нидерландов (посох Меркурия) и генерального директора Королевского монетного двора Бельгии (Ingrid van Herzele, герб). Справа — год выпуска монеты «2020», второй строкой — обозначение государства-эмитента «BE».

По кругу внешнего кольца расположены 12 звёзд флага Европейского союза.
2 евро, Бельгия (Ян ван Эйк)


Историческая справка:

Portrait of a Man (1433, self-portrait)

«Портрет человека в красном тюрбане» (1433 г., Национальная галерея, Лондон)

Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck) являлся величайшим фламандским художником раннего Возрождения, автор многочисленных композиций на религиозную тематику. Его, несомненно, можно назвать пионером и новатором техники масляной живописи. Живописец стал одним из первых подписать свои картины, что для того времени было очень необычным фактом.

Ян ван Эйк родился в городе Маасейке в Северных Нидерландах, но точная дата рождения не известна (примерно 1390 г.). Из ранних годов известно лишь, что живописи обучался у своего старшего брата Хуберта.

В письменных источниках Ян впервые упоминается в 1422 году, когда он работал на службе у голландского графа Яна Баварского (он же Иоганн III Безжалостный), который жил в Гааге. После смерти Иоганна в 1425 году живописец отправился в Бругг, где поступил на службу к герцогу Бургундскому Филиппу III Доброму, который высоко ценил его как художника и щедро оплачивал его работы. Ван Эйк стал не только придворным художником, но также дипломатом и послом. От имени герцога, вероятно, посетил Италию, Португалию, Испанию, Францию и Святую землю.

После смерти брата Хуберта в 1426 году Ян продолжил самостоятельную работу. Писал запрестольные образы, многочисленные изображения Мадонн, портреты.

В 1431 году ван Эйк навсегда переехал из Лилля в Бругг, где женился на Маргарете примерно год спустя, девушке гораздо младше, вероятно, аристократического происхождения. От брака родилось двое детей.

В 1435 году художник посетил мирный конгресс в Аррасе, на котором проводились предварительные переговоры по установлению мира в Столетней войне, где должен был изобразить его участников. После этого путешествия был создан портрет кардинала Никколо Альбергати. В том же году герцог изменил годовую зарплату Яна на пожизненную ренту. Когда ван Эйк умер в 1441 году, герцог заплатил вдове подарок, равный годовой зарплате его мужа.

Ян ван Эйк мало писал миниатюры. Историки искусства сходятся во мнении, что он является автором нескольких миниатюр Турино-Миланского часослова, знаменитого манускрипта первой половины XV века. Рождение Иоанна Крестителя — одно из них. Вопрос о том, посвятил ли он себя миниатюрной живописи в начале или в конце своего творчества, до сих пор не решён.

Братья ван Эйк усовершенствовали технику и технологию масляной живописи, которую начали использовать другие художники. Это позволяло точнее и разнообразнее передать явления окружающего мира, разнообразие его материального богатства. Именно благодаря ван Эйкам, масляная техника получила широкое признание и стала традиционной для Нидерландов. После чего — в Германии и Франции, а оттуда в Италии.

Arnolfini Portrait (1434)

Автограф Яна ван Эйка на картине «Портрет четы Арнольфини» (1434 г., Национальная галерея, Лондон)

Одним из первых Ян ван Эйк освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи, он использовал тонкие прозрачные слои краски, накладываемые друг на друга — так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма. Этот метод живописи позволил ему добиться исключительной глубины, богатства и светлой силы цвета, а также тонкости светотени и цветовых переходов.

Картины Ян ван Эйка оказали влияние на голландских и итальянских современников. Наиболее отличительными чертами его картин являются точная описательная передача деталей, чрезвычайно тонкая и скрупулёзная живопись и рисунок, последовательное использование перспективы в композиции пространства, точный захват условий прозрачного рассеянного света с сильным применением тени.

К сожалению, в мире сохранилось всего около 20 работ Яна Ван Эйка! Он стал одним из первых мастеров портретной живописи в Европе, который выделился в своём творчестве в самостоятельном жанре: «Тимофей» (1432), «Портрет мужчины в красном тюрбане» (1433, считается, что это автопортрет художника), «Портрет жены Маргарет ван Эйк» (1439). Портретному образу присуща объективная правдивая и точная передача внешнего вида человека и основных черт его характера.

Среди шедевров Яна ван Эйка — Гентский алтарь, «Мадонна канцлера Ролена» (1435), А также портрет купца, представителя банковского дома Медичи, Джованни Арнальфини и его жены — так называемый «Портрет четы Арнальфини» (1434). Среди других значительных работ художника — триптих «Мадонна с младенцем в церкви» (1437).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *