2 евро, Италия (2200 лет со дня смерти Тита Макция Плавта)

Страна: Итальянская Республика Художник: Luciana De Simoni (подпись — LDS)
Дата выпуска: 16.05.2016 Гравёр:
Монетный двор: Монетный двор Италии (Рим)
Номинал Материал Масса Диаметр Толщина
2 евро Наружное кольцо — Cu-Ni; внутренняя часть трёхслойная — Cu-Zn-Ni;Ni;Cu-Zn-Ni 8,5 г 25,75 мм 2,2 мм
Тираж
UNC BU Proof Всего
• 10.100 (в составе набора «Тит Макций Плавт» — 8 монет рег. выпуска + памятная)
• 9.300 (в составе набора «Бенедетто Кроче» — 8 монет рег. выпуска + памятная + серебряная 5 евро)
• 7.000 (в коробочке)
• 2.040 (в составе набора «Бенедетто Кроче» — 8 монет рег. выпуска + памятная + серебряная 5 евро)
1.500.000
1.471.560 19.400 9.040

Аверс:

2 евро, Италия (2200 лет со дня смерти Тита Макция Плавта)На центральном диске монеты изображён фрагмент античной мозаики с изображением масок трагедии и комедии. Сверху вдоль края диска имеется стилизованное изображение римского театра, посередине — обозначение государства-эмитента (аббревиатура «RI»). Слева расположен знак монетного двора (литера «R»), справа — инициалы художника «LDS». Под масками указаны годы «184A.С.» и «2016», ниже — имя «PLAUTO».

По кругу внешнего кольца расположены 12 звёзд Европейского союза.

Гурт:

Рифлёный с надписью: 

Историческая справка:

Тит Макций Плавт (лат. Titus Maccius Plautus; ок. 250 г. до н. э. — 184 г. до н. э.) — древнеримский театральный деятель, автор античных комедий, на содержании которых сказалось влияние греческой культуры.

Античные маски трагедии и комедии (мозаика II века, Капитолийский музей, Рим)

Античные маски трагедии и комедии (мозаика II века, Капитолийский музей, Рим)

Достоверных сведений о биографии Плавта сохранилось немного. Вероятно, он был выходцем из беднейших плебеев. Иероним Стридонский в своей «Хронике» пишет, что Плавт был родом из Сарсины (ныне провинция Форли-Чезена, Северная Италия) умер в Риме. Имя Макций произошло от названия традиционной маски ателланы дурака и обжоры Макка, а прозвище Плавт, буквально «плоскостопый»,  — от плясуна-мима, выступавшего в обуви без каблуков.

В молодости занимался торговлей. Разорившись нанялся на ручную мельницу и там, в свободные от работы часы, написал свои первые комедии. Возможно, позже путешествовал по городам Великой Греции. Хорошо знал древнегреческий язык и, соответственно, произведения греческих писателей. Плавт взял за образец авторов греческой «новой комедии» (прежде всего Менандра), чьи пьесы и обрабатывал.

Позже он оказался в Риме, и его пьесы стали пользоваться большим успехом у местных жителей. По проблематике и содержанию произведений Плавта можно сделать вывод, что он хорошо знал жизнь, быт, язык и привычки простых римлян.

Плавту приписывалось около 130 комедий, однако споры о подлинности многих текстов велись уже в Античности. В I веке до н. э. римский учёный Теренций Варрон, исследовав и сравнив все эти произведения, сделал вывод, что из них поэту принадлежит всего 21 комедия, из которых почти полностью до нас дошли 20, а одна — в отрывках.

Плавт писал их, ориентируясь на вкусы низших слоёв населения. Культурно отсталые римляне, захваченные кровавыми игрищами, в частности гладиаторскими боями, мало интересовались театром и литературой. Поэтому автор сделал ставку на смех, пытаясь как-то развеселить римскую публику.

Сюжеты и основных персонажей для своей паллиаты римский комедиограф берёт у эллинистических писателей, в так называемой «средний» и «новой» аттической комедии. Эти сюжеты, как правило, были достаточно однообразны: подброшенные и впоследствии найденные дети, влюблённый в жрицу любви юноша и т. п.

За счёт упрощения сюжета действие приобретает небывалую ранее динамику. Упрощаются также характеры персонажей, но эта упрощённость превращается в источник смеха уже сама по себе.

Заимствуя у греков сюжеты и персонажей, Плавт всегда старался быть оригинальным. Он создаёт пьесы оригинальные, отличные от греческих. Его комедии рассчитаны на широкие круги римского плебса, который мало ценил тонкости стиля или философско-психологические проблемы. А любил этот зритель яркое зрелище, острое словцо и громкую драку. Поэтому Плавт часто соединяет с одной стороны, шлифованные сюжеты новой аттической комедии (Менандр), и, с другой стороны, грубые итальянские ателланы, фарс, выступления жонглёров, танцоров и мимов.

Причиной театрального успеха Плавта была также язык его произведений. Из диалогов персонажей Плавта исчезают любимые Менандру философские сентенции, зато в них достаточно блестящих острот, каламбуров, пародирование, алогизмов, недоразумений, неожиданного нарушения сценической иллюзии (который любил Аристофан),  — всего того, что порождает смех.

Всё это создало ему славу одного из самых остроумных римских поэтов.

Творчество Плавта оказало влияние на писателей Средневековья. Так Плавт оказал значительное влияние на Шекспира; в частности, «Комедия ошибок» Шекспира, похоже, напрямую основана на комедии Плата Menaechmi («Два Менехма»). Герой комедии «Клад» Эвклион переродился в образе Гарпагона Мольера. Черты характеров героев и некоторые сюжетные обороты произведений прослеживаются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *