2 евро, Италия (400-летие завершения строительства собора Святого Марка в Венеции)

Страна: Итальянская Республика Художник: Luciana De Simoni (подпись — LDS)
Дата выпуска: 25.03.2017 Гравёр:
Монетный двор: Монетный двор Италии (Рим)
Номинал Материал Масса Диаметр Толщина
2 евро Наружное кольцо — Cu-Ni; внутренняя часть трехслойная — Cu-Zn-Ni;Ni;Cu-Zn-Ni 8,5 г 25,75 мм 2,2 мм
Тираж
UNC BU Proof Всего
• 11.000 (в составе набора «400-летие завершения строительства собора Святого Марка в Венеции» — 8 монет рег. выпуска + памятная)
• 10.000 (в составе набора «60-летие Римскому договору» — 8 монет рег. выпуска + памятная + серебряная 5 евро)
• 8.000 (в коробочке)
• 3.000 (в составе набора «60-летие Римскому договору» — 8 монет рег. выпуска + памятная + серебряная 5 евро)
1.500.000
1.468.000 21.000 11.000

Гурт:

Рифлёный с надписью: 

Аверс:

На центральном диске монеты изображён фасад собора Святого Марка в Венеции, по ним указаны годы «1617» и «2017». Сверху вдоль края диска написано название города «VENEZIA», внизу — название храма надписью «SAN MARCO». Кроме того имеются обозначения государства-эмитента (аббревиатура «RI»), монетного двора (литера «R»), и художника «LDS».

По кругу внешнего кольца расположены 12 звёзд Европейского союза.
 2 евро, Италия (400-летие завершения строительства собора Святого Марка в Венеции)


Историческая справка:

Собор Святого Марка (ит. Basilica di San Marco«базилика Сан-Марко») — кафедральный собор Венеции (до 1807 года придворная капелла при дворце дожей), представляющий собой уникальный пример византийской архитектуры в Западной Европе. Располагается на площади Святого Марка, рядом с Дворцом дожей.

Собор, украшенный многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов. В 1987 году собор вместе с другими венецианскими памятниками вошёл в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Базилика была построена для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 года были привезены из Александрии в Венецию купцами Буоно и Рустико. В 828 году, прибыв в Александрию, они узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Так как легенда связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком, то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и доставить их в свой город. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы пошли на хитрость: тело святого было положено в большую корзину и спрятано под свиными тушами, к которым арабы не могли прикоснуться даже при таможенном досмотре. Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов. После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста — крылатый лев.

Собор Святого Марка (ит. Basilica di San Marco — «базилика Сан-Марко»)

Собор Святого Марка

Возведение храма было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году, а завершено в 832 году его братом дожем Джованни Партечипацио. Здание первой базилики не сохранилось, отчего об её облике можно заключать лишь по археологическим раскопкам, сделанным во время реставрации крипты собора, когда была обнаружена древняя кладка стен. Считается, что церковь была построена в форме латинской базилики типа равеннских (Сан-Витале) и занимала место нынешней крипты. Купол, установленный над её центральной частью, находился над местом захоронения мощей апостола Марка.

Базилика была повреждена пожаром, который возник в 976 году во время дворцового переворота. Пожар, начавшийся во Дворце дожей, перекинулся на северо-западную часть собора и нанёс ему серьёзные повреждения. К концу X века базилика была восстановлена.

Строительство современной базилики было начато в 1063 году. В 1071—1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году.

Церковь была возведена по образцу константинопольского храма Апостолов. На протяжении последующих веков храм расширялся и украшался. В 1159 году начались работы по облицовке собора мрамором, в XII веке были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в 1343—1354 годы были пристроены крестильня и капелла Святого Исидора, в XV веке — капелла Масколи и сакристия (1486—1493 годы), в 1504—1521 годах капелла Дзен. Внешнее убранство собора было завершено к концу XV века.

Множество древних реликвий попали в собор после разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году. К ним относятся квадрига из позолоченной бронзы на западном фасаде (IV в. до н. э.), «золотой алтарь» византийской работы (XIII—XIV вв.), образ «Мадонна Никопея».

Базилика играла значительную роль в истории Венецианской республики. По традиции глава республики принародно провозглашался дожем из преголы, правой кафедры, специально устроенной для этой цели в соборе. Несмотря на то, что базилика до 1807 года была лишь дворцовой капеллой, в ней проходили крупные официальные церемонии (благословение войска перед войной, в том числе накануне 4-го крестового похода, шествие с захваченными у врагов знамёнами). Собор целиком находился в юрисдикции дожей. В 1807 году по приказу Наполеона в собор Сан-Марко из церкви Сан-Пьетро ди Кастелло была перенесена кафедра патриарха Венеции (титул принадлежит епископу Венеции с 1451 года), и храм стал кафедральным собором Венеции.

В настоящее время собор является действующим храмом. Будничные богослужения проводятся в капелле Святого Исидора. Кроме мощей апостола Марка среди реликвий базилики выделяется голова апостола Иакова Младшего, мощи мученика Исидора и образ Богородицы «Никопея», что делает храм центром христианского паломничества.

Длительное сооружение базилики оказало влияние на её архитектурный стиль. Созданный как классическая греческая базилика с суровым романским фасадом, собор за годы перестроек приобрёл свой современный вид, в котором смешались различные стили. Это объясняется также тем, что в его убранстве были использованы привезённые в разное время в Венецию восточный мрамор, колонны различных ордеров, греческие и романские барельефы, византийские и итальянские скульптуры, готические капители. Всё это было соединено мастерами в гармоничной архитектонике собора.

Собор построен в форме греческого креста и является типичной византийской крестовокупольной базиликой, построенной по примеру константинопольской церкви Святых Апостолов, но не является её точным повторением. В конце XII века к базилике был пристроен просторный притвор, а в последующие века ряд других помещений (несколько капелл, крестильня, сакристия). Размеры базилики составляют 76,5 (длина вместе с алтарной частью) на 62,5 метров. Высота базилики (по центральному куполу) составляет 43 метра.

Колокольня собора стоит отдельно от него, её высота составляет около 100 метров. Она была построена в 1514 году и кроме церковных функций служила также маяком для кораблей, входивших в лагуну. Колокольня полностью разрушилась в 1902 году, но была восстановлена в первоначальном виде в 1912 году.

Своды, купола и верхний уровень стен собора покрыты мозаичными полотнами общей площадью около 4 тыс. кв.м. Создание мозаичного убранства собора было начато в 1071 году (мозаики апсиды) и продолжалось в течение более двухсот лет (мозаики притвора были завершены в 1280 году). Мозаичный цикл собора Святого Марка является одним из особо значимых образцов этого вида искусства.

Мозаики изображают сюжеты историй Ветхого и Нового Заветов, сцены из жизни Богородицы, апостола Марка, Иоанна Крестителя и святого Исидора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх