2 евро, Сан-Марино (750 лет со дня рождения Джотто ди Бондоне)
Страна: Республика Сан-Марино | Художник: Luciana De Simoni (подпись — LDS) |
Дата выпуска: 30.03.2017 | Гравёр: |
Монетный двор: Монетный двор Италии (Рим) |
Номинал | Материал | Масса | Диаметр | Толщина |
2 евро | Наружное кольцо — Cu-Ni; внутренняя часть трехслойная — Cu-Zn-Ni;Ni;Cu-Zn-Ni | 8,5 г | 25,75 мм | 2,2 мм |
Тираж | |||
UNC | BU | Proof | Всего |
• 70.500 (в блистере) | • 2.600 (в составе набора — 8 монет рег. выпуска + 2 памятные) | 73.100 | |
— | 70.500 | 2.600 |
Гурт:
Рифлёный с надписью:
Историческая справка:
Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone), более известный просто как Джотто, — итальянский художник и архитектор, который работал до начала эпохи Возрождения.
Родился в 1267 или 1266 году в Веспигниано (совр. Виккьо) близ Флоренции в семье кузнеца.
Джорджо Вазари рассказывает в своих «Жизнеописаниях прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов», что в 10-летнем возрасте в обязанности Джотто входило пасти овец. В то время пока животные мирно паслись, мальчик развлекался, рисуя на скале. Однажды художник Чимабуэ увидел маленького пастушка и поразился, что он изображает овец настолько реалистично. После чего он взял мальчика в ученики. Так началась карьера молодого художника.
После завершения Джотто работал в разных городах — Авиньон, Феррара, Неаполь, Падуя, Равенна, Рим, Верона, Салерно и другие. В 1311 году он присоединился к Флорентийской Гильдии художников. В 1328—1333 годах являлся придворным художником короля Неаполя Роберто Анжуйского. С 1334 года — главным архитектором Флоренции.
Джотто умер 8 января 1337 года во Флоренции в возрасте 70 лет. Он был похоронен в кафедральном соборе Флоренции Санта-Мария-дель-Фьоре.
Среди работ Джотто выделяются фрески «Возвращение Иоакима к пастухам», «Бегство в Египет», «Встреча Марии и Елизаветы», «Воскрешение Лазаря», «Бичевание Христа». В движениях, действиях, выражениях лица героев нет и намека на таинственный ореол, чудо, иррациональность. Они теряют историческую монументальность, что подтверждает отход художника от традиций Средневековья. И хотя фигуры в сценах подаются на переднем плане, а все события происходят как бы на глазах зрителя, Джотто, безусловно, оперирует уже новыми, ренессансными понятиями и категориями. В этом смысле показательны композиции «Оплакивание Христа» и «Поцелуй Иуды». Противопоставляя благородный и возвышенный лик Христа с некрасивым, даже отвратительным профилем Иуды, художник добивается глубины передачи внутренней психологической напряжённости, которая станет достоянием мастеров Возрождения. В фреске «Оплакивание Христа» фигура святого Иоанна выделяется пластической завершённостью. Спадающие складки плаща подчёркивают, но не повторяют жест отчаяния широко разбросанных и отведенных назад рук. Настроение жалости и смирения находит высшее воплощение в обращенном к Христу лице, в напряжённом взгляде святого.
В начале XIV века Джотто ди Бандоне выполнил росписи в церкви Бадия-Фьорентина (ок.1300, Флоренция), а также несколько алтарных образов, среди которых наиболее известно произведение «Мадонна Оньисанти» (ок. 1310, Флоренция).
В росписях часовни Перуцци (ок. 1320) и Барди (1320—1325) в флорентийской церкви Санта-Кроче достиг органической связи с архитектурой, сдержанности колорита и монументальности образов. Здесь Джотто демонстрирует новый уровень мастерства. В росписях рассказывается о святом Франциске (часовня Барди), Иоанне Крестителе и Иоанне Евангелисте (часовня Перуцци). Даже неудачные обновления и реставрации (особенно в XIX в.) не искажают ясности и гармоничности образов, пластической совершенства образов. В отличие от Падуанского цикла в образах часовни Перуцци архитектурная пластика играет доминирующую роль. Она образует большие пространства вокруг фигур или различные освещённые фоны. Колорит фресок мягкий, а расположенные на плоскости группы фигур обозначены свободной игрой светотеневых переходов. Сцены из сказаний о святом Франциске в часовне Барди получили величественную и спокойную трактовку. Архитектура отступает на второй план, превращаясь в фон, обрамление пространства, в котором существуют человеческие чувства.
Интеллектуальный характер поисков Джотто объясняется его интересом к другим искусствам. Это заложило основы фундаментального для эпохи Возрождения понятия универсальности. Мастер работал не только как живописец, но и как архитектор, скульптор. По его проекту была построена колокольня собора Санта-Мария-дель-Фьоре (строительство начато в 1334 г.). Но всё же в первую очередь Джотто оставался художником.
Добавить комментарий