2 евро, Сан-Марино (200 лет со дня смерти Антонио Кановы)
Страна: Республика Сан-Марино | Художник: Antonio Vecchio (подпись — AV.) |
Дата выпуска: 04.10.2022 | Гравёр: |
Монетный двор: Монетный двор Италии (Рим) |
Номинал | Материал | Масса | Диаметр | Толщина |
2 евро | Наружное кольцо — Cu-Ni; внутренняя часть трёхслойная — Cu-Zn-Ni;Ni;Cu-Zn-Ni | 8,5 г | 25,75 мм | 2,2 мм |
Тираж | |||
UNC | BU | Proof | Всего |
• 55.000 (в блистере) | • 2.300 (в составе набора — 8 монет рег. выпуска + 2 памятные) | 57.300 | |
— | 55.000 | 2.300 |
Гурт:
Рифлёный с надписью:
Историческая справка:
Антонио Канова (ит. Antonio Canova) — итальянский скульптор, один из крупнейших представителей неоклассицизма.
Фирменный почерк Антонио Кановы заключается в особой грации и наполненности жизнью культур, словно замерших в движении — настолько живо Канова передавал анатомию человеческого тела.
Рождение и юность
Антонио родился 1 ноября 1757 года в крошечном городке Поссаньо неподалёку от Венеции. Его отец умер, когда Канове было всего 4 года. Мать в скором времени повторно вышла замуж и отправила сына на воспитание своему отцу Пазино Канова. Тот занимался резьбой по камню и имел славу в городе. Мальчик многому научился у него, несмотря на сложный и даже грубый характер Пазино.
Дед быстро заметил, что юный Антонио отлично управляется с камнем, имеет превосходный вкус и чрезвычайно талантлив. Уже в раннем возрасте Пазино взял внука в подмастерья. Работая на вилле венецианского сенатора Джованни Фалье, мальчик был отмечен заказчиком за усердие и талант. Благодаря сенатору, Антонио удалось поступить на обучение в школу Джузеппе Бернарди.
В 1768 году юной Канова переехал в Венецию, где стал работать и учиться в мастерской у Джузеппе Торретти. Кроме того, он учился в Академии изящных искусств, совершенствуя свои навыки.
Молодые годы
В 1775—1776 гг. 19-летним Антонио Канова была создана по заказу Джованни Фалье скульптурная группа «Орфей и Эвридика». Она была выставлена, вызвав восхищение публики, по случаю традиционного венецианского праздника Festa della Sensa в 1776 году. Скульптуры моментально привлекли внимание публики и принесли первоначальную известность молодому мастеру.
В 1775 году Канова основал собственную студию в самом центре Венеции. В 1779 году появился очередной шедевр «Дедал и Икар». В 1779—1780 годах Канова совершил тур по Италии, где он увидел великие коллекции произведений искусства в Болонье, Флоренции, Риме и Неаполе, о чём записал в своём путевом дневнике.
В 1780 году он переехал в Рим, где основал ещё одну мастерскую. Последующие 7 лет скульптор посвятил упорному труду и учёбе. Канова пробовался в разных жанрах, экспериментировал со стилями, создавал целые скульптурные группы с цельным сюжетом. Лучшими работами этого периода признаны «Тесей и Минотавр» (1781), «Геракл и Лихас» (1795—1815), «Психея, возрождённая поцелуем Купидона» (1787—1793). Его скульптуры были настолько реалистичны, что многие считали их слепками тела, а не вырезанными из мрамора.
В 1796 году Канова представляет свету ещё одно своё знаменитое творение. Этой работой стала статуя богини Гебы, дочь Геры и Зевса. Она сохраняла вечную молодость и помогала на божественных пирах, поднося присутствующим нектар и угощения.
Богиня, выполненная в человеческий рост, представлена в моменте пробуждения. Она едва проснулась и делает свой первый шаг. Её ноги утопают в мягких облаках, что создаёт ощущение воздушности скульптуры. В руках Геба держит амфору и чашу с нектаром, они сделаны из меди, и Антонио долго подвергался критике за сочетание благородного мрамора с простым металлом.
Помимо первоначальной гипсовой модели, Канова создал четыре версии статуи из мрамора. Они похожи между собой, но не идентичны. Первая скульптура (1796) была заказана графом Альбрицци, теперь находится в Старой национальной галерее Берлина. Вторая (1800—1805) была выполнена для жены Наполеона Жозефины, затем куплена российским императором и теперь хранится в Эрмитаже. Заказчиком третьей статуи (1808) был английский лорд Кодор, она находится в английском дворце Чатсуорт-хаус. Последняя Геба (1816—1817) была создана по заказу графини Вероники Гуарини для украшения семейного дворца в Форли. Сегодня она экспонируется в музеях Сан-Доменико в Форли. Причём последние две версии были немного изменены — облако, на которое опиралась богиня и которое было сильно раскритиковано, было заменено на ствол дерева. Модель статуи из гипса, созданная Кановой, была подарена ученику Помпео Маркези, а сейчас выставлена в Милане в галерее современного искусства.
Расцвет Антонио Кановы
В январе 1800 года Канова был принят в Академию Святого Луки, ассоциацию художников Рима, а уже спустя одиннадцать лет, в ноябре 1811 года, возглавил её (должность занимал пожизненно).
К 1800 году скульптор получил известность и отличную репутацию во всей Европе. По приглашению Наполеона Бонапарта он приехал в Париж. К известным работам французского периода относятся скульптура Наполеона в образе Марса Миротворца (1803—1806), его сестры, Полины Боргезе, лежащей почти обнажённой на кушетке в образе Венеры Виктрикс — слияние классической богини и современного портрета (1805—1808), знаменитые «Три грации» (1812—1817).
В 1797 году Наполеон навязал Италии Толентинский мирный договор, в рамках которого многие итальянские объекты искусства были вывезены во Францию. Среди них были и скульптуры I века до н.э. Аполлон Бельведерский и Венера Медицейская. Вместо них Канова создал Венеру Италийскую (1802—1812) и Персея (1801—1802), занявшие места своих древних прообразов. Вернуть произведения искусств удалось после отречения императора от престола. В 1815 году папа римский Пий VII назначил Канову главным делегатом на Парижский конгресс, где его дипломатия способствовала возвращению многих художественных ценностей, вывезенных из Италии. Успех его миссии в Париже привёл к тому, что в следующем году папа римский наградил скульптора титулом маркиза Искьи.
Творчество в пожилые годы
В 1816 году Антонио Канова вернулся в Рим. Но возраст и пошатнувшееся здоровье уже не позволяли ему творить в полную силу. В 1818 году маэстро захотел покоя и вернулся в родной город Поссаньо, где решил провести остаток жизни.
В ответ на обращение жителей Поссаньо в 1818 году с просьбой помочь в финансировании ремонта деревенской церкви, художник решил построить и украсить новое здание, на церемонии закладки которого он присутствовал в следующем году. Храм, посвящённый Святой Троице, в будущем был назван в честь Кановы (ит. Tempio Canoviano).
Последние несколько лет жизни Антонио серьёзно болел, но продолжал воплощать тягу к творчеству в периоды облегчения. В последние годы мастера увидели свет статуи «Марс и Венера» (1815—1822), бюсты «Весталка» (1818), «Лукреции д’Эсте» (1821—1822) и «Беатрис» (1818—1822), статуи Дж.Вашингтона (1815—1822) и Фердинанда IV (1822).
Великий скульптор умер 18 июня 1822 года в возрасте 65 лет. Он скончался в Венеции, где был проездом по пути в Рим. Сердце скульптора было передано в Венецианскую академию изящных искусств в порфировой урне, а тело захоронили в храме Кановы в Поссаньо.
Канова создал множество скульптур, которые и сегодня считаются великими шедеврами.
Помимо скульптуры Канова занимался и живописью. Он написал множество портретов маслом, в том числе автопортреты, но эти работы никогда не были столь популярны, как его скульптуры. Он писал в основном для собственного интереса и никогда не показывал большинство своих картин публике.
Добавить комментарий