2 евро, Сан-Марино (420 лет со дня рождения Джованни Лоренцо Бернини)
Страна: Республика Сан-Марино | Художник: Annalisa Masini (подпись — A.M.) |
Дата выпуска: 20.09.2018 | Гравёр: |
Монетный двор: Монетный двор Италии (Рим) |
Номинал | Материал | Масса | Диаметр | Толщина |
2 евро | Наружное кольцо — Cu-Ni; внутренняя часть трёхслойная — Cu-Zn-Ni;Ni;Cu-Zn-Ni | 8,5 г | 25,75 мм | 2,2 мм |
Тираж | |||
UNC | BU | Proof | Всего |
• 60.500 (в блистере) | • 2.600 (в составе набора — 8 монет рег. выпуска + 2 памятные) | 63.100 | |
— | 60.500 | 2.600 |
Гурт:
Рифлёный с надписью:
Историческая справка:
Скульптор, архитектор, художник, автор комедийных пьес — вот далеко не весь перечень талантов Джованни Лоренцо Бернини (ит. Giovanni Lorenzo Bernini), гения из Неаполя. Его скульптуры стали образцом европейского барокко.
Родился Джованни Лоренцо 7 декабря 1598 года в Неаполе в семье скульптора Пьетро Бернини (уроженец Флоренции). В возрасте семи лет он сопровождал своего отца в Рим, где Пьетро Бернини работал над несколькими крупными проектами для влиятельных семей Италии.
Именно тогда Джованни сделал первые шаги в искусстве под руководством отца. Уже в первых работах было очевидно, что мальчик будет гениальным мастером. Здесь его навыки вскоре были замечены художником Аннибале Карраччи и папой римским Павлом V. В период 1618—1625 гг. Бернини создал четыре большие скульптурные группы для кардинала Шипионе Боргезе, который стал его покровителем. После чего молодой мастер получил известность талантливого скульптора.
Во времена папы римского Урбана VIII (Маффео Барберини, понтифик с 1623 года) Лоренцо Бернини получил должность руководителя крупной художественно-строительной мастерской, где работала армия архитекторов, скульпторов, литейщиков из бронзы, скульпторов-декораторов, инженеров фонтанной дела, резчиков по дереву, мастеров по золочению, бригады простых строителей и грузчиков. Бернини часто ограничивался идеей, разработкой рисунка будущего произведения, фактически дизайнерским решением. Если начинал работать над очередной скульптурой, то доработки делали многочисленные скульпторы-помощники мастерской.
Первой задачей на новой должности стало возведение навеса над центральным алтарём собора Святого Петра. При этом мастер создаёт настоящий шедевр — четыре позолоченные бронзовые колонны высотой более 20 метров, поддерживающие навес, который остаётся светлым, несмотря на массивность. В каждом из углов сооружения расположены статуи ангелов, возвышающиеся над золотой сферой — символом победы христианства над языческим миром.
В 1620-х годах, поощряемый папой Урбаном VIII, который хотел поручить ему роспись Лоджии Благословений в соборе Св. Петра, Бернини начал серьёзно совершенствовать своё мастерство художника. Согласно ранним биографам, Бернини завершил, по меньшей мере, 150 холстов, большинство из них в период 1620—1630 гг. Однако лишь 35-40 из сохранившихся картин можно уверенно отнести его кисти.
В 1629 году, ещё до окончания работы над балдахином, Бернини возглавил все архитектурные работы в соборе.
В 1639 году скульптор женился на 22-летней Екатерине Тецио, дочери римского нотариуса. Она не имела значительного приданого, но была внешне привлекательна. Она умерла на семь лет раньше мужа. Супруги счастливо прожили вместе 33 года. У них было 11 детей. Лишь Паоло Валентино работал помощником в мастерской отца. Доменико Бернини стал первым биографом великого мастера.
После смерти в 1644 году Урбана VIII, и со вступлением на престол папы Иннокентия X Бернини впал в немилость со стороны Святого престола. Тем не менее, мастеру не было недостатка в заказах.
Бернини является автором проектов нескольких церквей: Сан-Томазо ди Вильянова (1658—1661) в Кастель-Гандольфо, Сант-Андреа-аль-Квиринале (1658—1671) в Риме и Санта-Мария дель Ассунцьоне (1662—1664) в Аричче.
В 1664 году Бернини получил приглашение из Парижа. Людовику XIV необходимо было завершить работы в Лувре, и нужен был талантливый архитектор. Под давлением папы Александра VII и французского королевского двора в 1665 году Бернини отправился в столицу Франции. Но пробыл там всего полгода. Ни один из четырёх предложенных им проектов не был одобрен при дворе. Обстановку нагнетал и тот факт, что мастер постоянно критиковал французскую культуру (особенно искусство и архитектуру), при этом восславлял итальянскую.
В 1666 году в Риме была основана Французская академия искусств, и Бернини стал её художественным консультантом.
По возвращению в Рим Бернини завершил собор Св. Петра и вместе со своим учеником Эрколе Феррата создал знаменитый монумент Слона с обелиском (1667) на площади Минервы. Далее последовала работа над величественной колоннадой, обрамляющей площадь Св. Петра, и 140 статуями святых, установленных над колоннадой. Ещё одним из его самых значительных архитектурных достижений является главная лестница Ватикана Скала Реджа в Ватиканском дворце, ведущая в парадные помещения и святые места папской обители, — пик изысканного мастерства.
В 1679 году у скульптора парализовало правую руку, по-видимому, вследствие инсульта. Джованни Лоренцо Бернини умер в Риме 28 ноября 1680 года в возрасте 81 лет. Был похоронен в общей семейной гробнице в базилике Санта-Мария-Маджоре, где расположены некоторые из его ранних работ.
Бернини — выдающийся художник, автор многих проектов для церквей, дворцов, вилл, садов, городских фонтанов, гробниц… По количеству работ и идей Бернини можно сравнить с великим Микеланджело. Невозможно пройти через Рим, не встретив ни одной работы мастера. Статуи ангелов на мосту Сан-Анджело, фонтан Четырёх рек на площади Навона, фонтаны Тритона и Пчёл на площади Барберини, многочисленные скульптуры, бюсты и др. Самая большая коллекция его скульптор находится в галерее Боргезе в Риме. Он считался не только лучшим европейским мастером, но одним из величайших людей своего времени.
Добавить комментарий