2 евро, Сан-Марино (500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи)

Страна: Республика Сан-Марино Художник: Uliana Pernazza (подпись — UP)
Дата выпуска: 04.04.2019 Гравёр:
Монетный двор: Монетный двор Италии (Рим)
Номинал Материал Масса Диаметр Толщина
2 евро Наружное кольцо — Cu-Ni; внутренняя часть трёхслойная — Cu-Zn-Ni;Ni;Cu-Zn-Ni 8,5 г 25,75 мм 2,2 мм
Тираж
UNC BU Proof Всего
• 54.150 (в блистере) • 2.500 (в составе набора — 8 монет рег. выпуска + 2 памятные) 56.650
54.150 2.500

Гурт:

Рифлёный с надписью: 

Аверс:

На внутреннем диске изображён фрагмент картины «Крещение Христа», написанной Андреа Вероккьо совместно с Леонардо да Винчи совместно (на этом полотне ангел слева и часть фона — работы Леонардо). Сверху вдоль края диска — название государства-эмитента и имя художника в окружении годов смерти и эмиссии монеты: «SAN MARINO • 1519 LEONARDO 2019». Под изображением расположен знак монетного двора (литера «R»). Также слева имеется логотип дизайнера монеты (стилизованные скрещенные буквы «UP»).

По кругу внешнего кольца расположены 12 звёзд.
2 евро, Сан-Марино (500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи)


Историческая справка:

Туринский автопортрет Леонардо да Винчи (ок. 1510-1515 гг.), Королевская библиотека, Турин

Туринский автопортрет Леонардо да Винчи (ок. 1510—1515 гг.), Королевская библиотека, Турин

Одна из самых ярких и загадочных фигур эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (ит. Leonardo da Vinci) родился 15 апреля 1452 года в селе Анкиано у небольшого городка Винчи близ Флоренции. Он был внебрачным сыном богатого нотариуса и простой крестьянки. Однако отец признал сына, принял его в свою семью и позволил юноше получить такое образование, которое тот хотел получить сам.

Уже в детстве Леонардо проявил свой художественный талант. Его отец, Пьеро да Винчи, показал работы юного художника известному флорентийскому живописцу Андреа дель Верроккьо. Тот был поражён мастерством юного Леонардо и взял его в ученики. В 1469 году, да Винчи из маленького городка попал в столицу герцогства — Флоренцию, центр Раннего Возрождения.

Через три года юный художник стал членом гильдии флорентийских художников, что свидетельствует об его огромном таланте и значительных успехах. Это означает, что в то время он уже был признан самостоятельным мастером, хотя его сотрудничество с Верроккьо продолжалось ещё нескольких лет. Он продолжал изучать особенности архитектурного и скульптурного творчества.

«Крещение Христа» (1472—1475, Уффици, Флоренция)

«Крещение Христа» (1472—1475, Уффици, Флоренция)

В 1470-х годах Верроккьо поручил своему ученику завершить картину «Крещение Христа». Леонардо должен был дописать фоновый пейзаж и левого ангела. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Согласно Вазари, когда Верроккьо увидел работу своего ученика, то был настолько поражён, что признал превосходство молодого художника. С тех пор Верроккьо занимался только скульптурой, а да Винчи стал приобретать славу гениального художника.

В 1475—1478 годах Леонардо создал свою «Мадонну Бенуа». Это первая картина, в которой проявился своеобразный стиль мастера. Он отошёл от церковной традиции изображения Мадонны и показал её молодой, весёлой девушкой. Полотно поражает использованием светотеней и рельефных изображений фигур.

В 1482 году Леонардо да Винчи ищет расположения у миланских герцогов Сфорца. В Милане он развил всестороннюю деятельность. Его знали как замечательного музыканта, игравшего на собственноручно изготовленных инструментах. Да Винчи предлагал поднять с помощью механизмов миланский Кафедральный собор, чтобы достроить к нему ступени. Занимался городским водоснабжением и создавал театральные декорации. При дворе Сфорца его называли «универсальным человеком», подчёркивая всесторонние таланты Леонардо да Винчи.

В Милане мастер создал свою знаменитую «Мадонну в гроте». Впервые художник решился создать композицию из героев, размещённых в ограниченном пространстве, а также по-новому трактовать образ Девы Марии. Определённую смысловую роль играет фон картины — обрывистые скалы, свидетельствующие о могуществе природы. Лица и фигуры прорисованы. Такую технику исполнения картин назовут сфумато.

Художник продолжил работать в жанре портрета. В 1489—1490 годах он написал портрет Чечилии Галлерани, возлюбленной герцога Лодовико иль Моро. На картине, известной как «Дама с горностаем» лицо Чечилии излучает решимость и внутреннюю энергию. Хрупкая кисть руки едва заметно гладит робкого лесного зверька. Этот жест передаёт и спокойную атмосферу, и внутреннюю тревогу героини. А на устах едва заметная улыбка, такая выразительная в работах Леонардо.

В 1495—1497 годах по заказу герцога Лодовико, да Винчи приступил к исполнению оформления одной из стен трапезной миланского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. Два года ушло на завершение работы — огромной фрески размером 4,6 на 8,8 метров. Леонардо создал шедевр, которым были поражены современники. К настоящему времени «Тайная вечеря» считается выдающимся творением человеческого гения. И в композиции, и о передаче мгновенной реакции апостолов сказанное Христом фреска стала выдающимся явлением живописи. Впервые Леонардо поместил фигуру Иуды, предателя Христа, среди других апостолов.

Творения да Винчи пережило трудные времена. Уже через год фреска начала разрушаться — эксперименты с грунтовкой штукатурки были не совсем удачными. В разное время помещение использовалось под различные нужды, в том числе склады, а также конюшню. Французские солдаты Бонапарта разместили в трапезной своих лошадей и забавлялись тем, что бросали кирпичи в головы нарисованных святых. Во время Второй мировой войны в ходе бомбардировки упал потолок и одна из стен трапезной. В послевоенное время фреску неоднократно реставрировали.

В 1499 году французы захватили Милан, и Леонардо да Винчи был вынужден покинуть город. Начались его странствия в поисках убежища. На некоторое время художник остановился во Флоренции. Здесь в 1503—1519 годах по заказу богатого флорентийца Франческо дель Джокондо он создал портрет третьей жены заказчика — Мадонны (или Моны) Лизы Герардини. Хотя многие современные исследователи считают этот исторический факт недоказанным и убеждены, что на картине изображено другое лицо. И хотя «Мона Лиза» создана в Италии, местом её хранения является Париж. Бывший королевский дворец Лувр стал местом, в котором зритель может наблюдать таинственную улыбку загадочной женщины.

В 1514—1516 годах мастер жил в Риме. Но его анонимно обвинили в колдовстве. В отсутствие защиты влиятельного покровителя Леонардо был вынужден покинуть город. Он был уже стар, ему нужно было спокойствие и кто-то, кто смог бы ценить и помогать ему.

Тогда мастер принял приглашения французского короля Франциск I и уехал в другую страну. Его разместили в замке Кло-Люсе, близ Амбуаза, и удостоили звания первого художника, архитектора и механика короля с пенсией в 5000 скудо. Франческо I был культурным и утончённым сувереном, особенно ценил итальянское искусство.

В последний период своей жизни Леонардо создал мало работ. Среди них следует назвать «Святого Иоанна Крестителя». Это последнее творение мастера, завершённое за три года до смерти.

Известный в этот период и автопортрет художника, написанный на картоне. Мы видим седовласого почтенного старца, который грустно наблюдает за окружающим миром. В его глазах мудрость, опыт и усталость.

2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе перестало биться сердце гениального итальянца, символа эпохи Возрождения. Говорят, что когда король Франции узнал о смерти Леонардо да Винчи, то расплакался как по родному и дорогому ему человеку.

После смерти Леонардо да Винчи его записки скупались по всему миру. Сейчас часть из них находится во многих музеях. Но, к сожалению, понять, что имел в виду Леонардо да Винчи в своих записях, чрезвычайно сложно. Различные тетради представляют собой заметки разных лет. А если учесть, что, иногда он любил писать с конца тетради к началу, снизу страницы вверх, справа налево и ещё и в зеркальном отображении, то остаётся только догадываться, как происходил ход мыслей выдающегося мыслителя и творца.

Поиск гармонии человеческого тела, его пропорций привёл выдающегося исследователя к созданию знаменитого рисунке, который получил название «Витрувианский человек». Этот рисунок был написан ориентировочно в 1491 году и демонстрирует обнажённое человеческое тело, вписанное в круг и квадрат.

Леонардо много внимания уделял изучению человеческой анатомии. Несмотря на церковные запреты, он проводил изучение человеческих трупов. Ему удалось создать выразительные и совершенные анатомические атласы изображений человеческих мышц, внутренних органов, сердечно-сосудистой и нервной системы, черепа и мозга.

Как математик он развивал учение Евклида, как механик — исследовал наработки Архимеда. В голове да Винчи возникали идеи пребывания человека под водой с помощью воздушного колокола, летательных аппаратов, которые были тяжелее воздуха. Он первым высказал идею вертолёта — геликоптера. Его рисунки боевой техники значительно опережают время.

Сохранились записи Леонардо, которые свидетельствовали, что он решил проблему квадратуры круга.

Мастер занимался вопросом осушения болот и прокладкой каналов. Он предлагал выпрямлять русла рек. Леонардо в своих рисунках демонстрировал прекрасное пространственное воображение и талант архитектора, создавая изображения возможных сооружений.

С ним советовались герцоги и короли, его любили и им восхищались. Часто его не понимали. Однако все признавали гениальность этого великого человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *