2 евро, Сан-Марино (530 лет со дня смерти Пьеро делла Франческа)
Страна: Республика Сан-Марино | Художник: Claudia Momoni (подпись — C.M.) |
Дата выпуска: 28.04.2022 | Гравёр: |
Монетный двор: Монетный двор Италии (Рим) |
Номинал | Материал | Масса | Диаметр | Толщина |
2 евро | Наружное кольцо — Cu-Ni; внутренняя часть трёхслойная — Cu-Zn-Ni;Ni;Cu-Zn-Ni | 8,5 г | 25,75 мм | 2,2 мм |
Тираж | |||
UNC | BU | Proof | Всего |
• 55.000 (в блистере) | • 2.300 (в составе набора — 8 монет рег. выпуска + 2 памятные) | 57.300 | |
— | 55.000 | 2.300 |
Гурт:
Рифлёный с надписью:
Историческая справка:
Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca) — итальянский живописец эпохи раннего Возрождения. Родился будущий мастер в городке Сансеполькро на границе Умбрии и Тосканы. Из-за места рождения художника нередко называли «Пьеро деревенский». Точная дата рождения его не сохранилась, так как пожар в местном муниципальном архиве уничтожил все средневековые записи о рождении. Считается, что будущий живописец родился между 1410 и 1420 годами. Его отец являлся богатым купцом, мать происходила из дворянской семьи.
Искусству живописи мальчик научился у художников, работавших в Сансеполькро. Уже в 1437 году Пьеро делла Франческа работал над оформлением стен в церкви камальдольского аббатства в своём родном городе. Собственно, с этого года начинается уверенное становление молодого мастера как живописца и мастера фрески.
В 1439 году его пригласили работать во Флоренцию. Здесь, под руководством Доменико Венециано, одного из основателей флорентийской школы живописи, сподвижника Микеланджело и Боттичелли, делла Франческа расписывал хор церкви Сант-Эджидио. Об этом сохранилась официальная запись, но, к сожалению, не сами фрески.
В 1442 году он вернулся домой, в Сансеполькро, где числился городским советником.
Расцвет творчества
В 1445 году братство Мизерикордия — в ту пору влиятельная общественно-религиозная организация — заказала живописцу украсить большой триптих для алтаря их церкви в Сансеполькро. Монахи не поскупились на лучшие краски, распорядились, чтобы художник не жалел золота и отвели на работу три года. На создание полиптиха, который состоял из 23 фрагментов, ушло не три, а пять лет.
Примерно в 1448—1450 годах Пьеро деревенский, по заказу монастыря камальдолийцев, расположенном в его родном городе, создал гениальное «Крещение Христа». Картина выполнена в той же манере «светлой живописи» и по канонам золотого сечения: голубь над головой Иисуса, чаша на ладони Крестителя и фигура самого Христа делят её по оси. Краски нежные, лучезарные, передающие утренний свет и восторг события. На заднем плане живописец не забыл изобразить людей в восточных одеяниях, подчеркнув, что восточная и западная церкви составляют одно целое. Сегодня эта работа хранится в Лондоне, в галерее на Трафальгарской площади.
Странствующий мастер
Начиная со второй половины 1440-х годов Пьеро делла Франческа — востребованный, много путешествующий художник. Его приглашают в разные итальянские города. Очевидно, в это время он знакомился с фламандской техникой изобразительного искусства, которая предполагает множественное, кропотливое наслоение прозрачной и полупрозрачной краски, что делает картину буквально светоносной.
В 1451 году делла Франческа работает в Римини. Здесь в кафедральном соборе Темпио Малатестиано он выполнил фреску, изображающую правителя Римини из династии Малатеста (который, должно быть, и пригласил художника в город) перед святым Сигизмундом.
Среди самых обширных сохранившихся работ Пьеро — украшение базилики Сан-Франческо в Ареццо по заказу местной семьи Баччи. Около 14 лет (1452—1466) работал над фресками известными как «История Животворящего Креста», соединив сюжеты Ветхого и Нового Заветов.
В 1470-е годы роль интеллектуального центра Италии играло герцогство Урбино. Управляла им семья Монтефельтро, представители которой благоволили к художнику. Для них делла Франческа создал парные портреты герцога Федерико де Монтефельтро и его жены Батисты Сфорцо (т.н. Урбинский диптих). Работа необычна тем, что объединяет нидерландскую и итальянскую манеру, являя высший образец профильного реннессансного портрета. Идеальное и символичное в картине сочетается с конкретным, жизненным. Очень важен фон изображений — это ландшафт, который можно было видеть из окон герцогского дворца. Головы правителей возвышаются над горизонтом, господствуя над местностью. Окаймлённые воздухом, портреты обретают выпуклость и, кажется, оживают.
Следуя обычаю, Пьеро также расписал оборотные стороны портретов. Но если до него её украшали орнаментами и эмблемами, то дела Франческа изобразил триумф супругов. Она восседает на колеснице, в которую запряжены единороги (аллегория целомудрия). В руках у герцогини молитвенник, а вокруг фигуры добродетелей. Колесница герцога запряжена белыми жеребцами, он в серебристых латах, с лавровым венком, жезлом и крылатой Славой позади. Также его сопровождают 4 добродетели.
Для современников Пьеро делла Франческа был не только мастером кисти, но и учёным. Ему принадлежит три трактата о перспективе в живописи и «правильных телах». Эти труды содержат чертежи и формулы, выявляя связь между математикой и живописью. Делла Франческа учил в них нюансам стереометрии, воплощению потоков света, проекциям пространства на плоскость.
В 1486 году мастер потерял зрение и был вынужден отказаться от живописи. Умер он 12 октября 1492 году в своём родном городе.
К сожалению, большинство работ художника, в их числе роспись Ватиканских станцев, безвозвратно утеряно.
В отличие от многих современников делла Франческа предпочитал светлую, радостную палитру, как бы подёрнутую солнечным маревом. Фигуры окутывает свет, выдавая в живописце большого знатока оптических иллюзий, умельца создавать игру теней и бликов.
В работах художника чувствуется баланс цвета и света, понятная концепция предмета и чёткий порядок. Планировка пространства его композиций, поэтому кажется нереальной, фигуры застыли и не отбрасывают тени. Он был одним из первых в Италии, кто начал использовать тонкую глазурь по фламандскому образцу. Делла Франческа перенял технику масляных красок, но в большей степени всё же использовал более старую технику темперной живописи на деревянной доске с меловой основой. Как типичный представитель раннего Возрождения, он мастерски использовал линейную перспективу связи фигур с архитектурой и не занимался решением глубинных взглядов в пейзаже.
Добавить комментарий