2 евро, Сан-Марино (250 лет со дня смерти Джованни Баттиста Тьеполо)

Страна: Республика Сан-Марино Художник: Claudia Momoni (подпись — C.M.)
Дата выпуска: 27.08.2020 Гравёр:
Монетный двор: Монетный двор Италии (Рим)
Номинал Материал Масса Диаметр Толщина
2 евро Наружное кольцо — Cu-Ni; внутренняя часть трёхслойная — Cu-Zn-Ni;Ni;Cu-Zn-Ni 8,5 г 25,75 мм 2,2 мм
Тираж
UNC BU Proof Всего
• 54.000 (в блистере) • 2.500 (в составе набора — 8 монет рег. выпуска + 2 памятные) 56.500
54.000 2.500

Гурт:

Рифлёный с надписью: 

Аверс:

На внутреннем диске изображён фрагмент картины «Агарь и Измаил в пустыне». Сверху вдоль края диска выгравировано имя художника «TIEPOLO». Справа снизу — название государства-эмитента «SAN MARINO». Справа указаны год смерти художника «1770» и год выпуска монеты «2020» в две строки. Также имеются знак монетного двора (литера «R») и инициалы дизайнера монеты «C.M. ».

По кругу внешнего кольца расположены 12 звёзд флага Европейского союза.
2 евро, Сан-Марино (250 лет со дня смерти Джованни Баттиста Тьеполо)


Историческая справка:

Джованни Баттиста Тьеполо (итал. Giovanni Battista Tiepolo) — крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы.

Родился Джованни Тьеполо в многодетной семье венецианского шкипера 5 марта 1696 года. Отцом великого живописца был человек незнатного происхождения по имени Доменико Тьеполо. После его смерти мать художника, Орсетта вместе с шестью детьми была вынуждена жить в условиях бедности. Но нужда не сломила характер Джованни и не охладила его стремления к прекрасному.

Талантливый юноша брал уроки живописи у знаменитого в то время венецианского художника Грегорио Ладзарини и вдохновлялся работами живописцев венецианской школы — Себастьяно Риччи, Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяцетта. Именно их влияние искусствоведы прослеживают в ранних работах Джованни Тьеполо.

Картина «Принесение Исаака в жертву» стала первой работой, выполненной на заказ 19-летним Джованни. В 1717 году Тьеполо прерывает обучение у Ладзарини и вступает в гильдию живописцев Фралья.

Картина Тьеполо «Агарь и Измаил в пустыне» (1732 г., Скуола Сан-Рокко, Венеция)

Картина Тьеполо «Агарь и Измаил в пустыне» (1732 г., Скуола Сан-Рокко, Венеция)

В 1719 году молодой художник тайно венчается с сестрой знаменитых итальянских живописцев Франческо и Джованни Антонио Гварди. Брак с Марией Чечилией Гварди (1702—1779) продлился больше 50 лет. За это время у художника предположительно родилось не менее 10 детей. Известность получили двое из них — Доменико и Лоренцо. Они пошли по стопам отца и помогали ему в художественной мастерской.

С 1720 по 1725 годы Джованни увлекает тема античного мира и мифология. В этот период он плодотворно работает над картинами, изучает искусство создания фресок, на исполнение которых получает заказ от одной из венецианских церквей.

В это же время на молодого, талантливого художника обращает внимание итальянский патриарх Дионисио Дельфино. С 1726 по 1728 год Джованни трудится над росписью капеллы и дворца в Удине. Эта работа принесла живописцу большую популярность среди итальянской знати, от которой стали поступать новые заказы. Тьеполо стал пользоваться большой популярностью и много работал не только в родной Венеции, но также в Милане и Бергамо. Одними из величайших работ считаются его фрески в венецианском дворце Скуола Кармини и на вилле в Стра.

Джованни Баттиста Тьеполо. «Автопортрет» (фрагмент фрески в Вюрцбургской резиденции, 1752-1753)

Джованни Баттиста Тьеполо. «Автопортрет» (фрагмент фрески в Вюрцбургской резиденции, 1752—1753)

К середине XVIII столетия слава о живописце преодолевает границы Италии и распространяется по всей просвещённой Европе. В декабре 1750 года Тьеполо получает заказ от архиепископа Грейфенклау, который поручил живописцу украсить тронный зал в Вюрцбурге. В этой работе Джованни помогали его сыновья. Фреска настолько понравилась архиепископу, что в 1752 году Тьеполо он заказывает роспись плафона над парадной лестницей, где были созданы самые большие в мире фрески, занимающие площадь порядка 650 кв.м. Основными героями фресок становятся персонажи мифов и сказок, для изображения которых Джованни выбирает сочные и яркие цвета. Затем последовали заказы на роспись сводов парадной церкви и зала кайзера.

В 1753 году Тьеполо возвращается на родину, где занимает должность президента академии в Падуе. А уже спустя четыре года его вместе с сыном Доменико приглашают в Виченцу для росписи виллы Вальмарана. Кисти Тьеполо принадлежат фрески, расположенные в вестибюле и четырёх комнатах на первом этаже. Доменико Тьеполо расписывал гостевую часть виллы.

Уже в пожилом возрасте Джованни Тьеполо получает приглашение в Мадрид от Карла III. В Испанию художник прибыл в 1762 году вместе с сыновьями, которые помогали ему в росписи тронного зала в королевском дворце.

Наброски главной композиции «Слава Испании» Джованни сделал ещё на родине. Картина изобилует сложными элементами и считается самым воздушным произведением художника. Отчасти благодаря светлому пространству небосвода. Работа заняла 2 года и была окончена в 1764 году. Карл III по достоинству оценил труд живописца и нанял его для оформления ещё нескольких дворцовых помещений. Итогом этого сотрудничества стали величайшие фрески «Венера и Вулкан» и «Апофеоз Испании», которые до сих пор производят сильное впечатление на публику.

Скончался художник 27 марта 1770 года. До последних дней он занимался работой, оставив после себя несколько десятков набросков и эскизов новых проектов. В историю мирового искусства Джованни Батиста Тьеполо вошёл как величайший мастер, работавший в стиле рококо, представитель венецианской школы. После его смерти осталось большое количество работ, которые занимают достойное место в крупнейших музеях по всему миру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *