2 евро, Ватикан (25 лет со дня смерти Матери Терезы)

Страна: Государство-город Ватикан Художник: Orietta Rossi (подпись — O.ROSSI)
Дата выпуска: 06.09.2022 Гравёр: Silvia Petrassi (подпись — SP INC.)
Монетный двор: Монетный двор Италии (Рим)
Номинал Материал Масса Диаметр Толщина
2 евро Наружное кольцо — Cu-Ni; внутренняя часть трёхслойная — Cu-Zn-Ni;Ni;Cu-Zn-Ni 8,5 г 25,75 мм 2,2 мм
Тираж
UNC BU Proof Всего
??? • 68.000 (в буклете) • 9.250 (в коробочке) 77.250
??? 68.000 9.250

Аверс:

2 евро, Ватикан (25 лет со дня смерти Матери Терезы)На внутреннем диске изображена Мать Тереза с ребёнком на руках. Сверху вдоль края диска написано имя святой «MADRE TERESA DI CALCUTTA». По нижнему краю — название государства-эмитента «CITTA' DEL VATICANO». Справа в две строки указаны годы «1997» и «2022». Также имеются знак монетного двора (литера «R»), инициалы гравёра «SP INC.» и художника «O.ROSSI».

По кругу внешнего кольца расположены 12 звёзд Европейского союза.

Гурт:

Рифлёный с надписью: 

Историческая справка:

Святая Мать Тереза (урождённая Агнес Гондже Бояджиу, алб. Anjeze Gonxhe Bojaxhiu) была гуманитарным работником и религиозным деятелем албанского происхождения, работавшим в Индии. Посмертно канонизирована католической церковью. Была основателем и первым настоятелем ордена Миссионеров милосердия. Получила множество наград за свою гуманитарную деятельность: премию Темплтона (1973) (первый лауреат в истории), Нобелевскую премию мира (1979), британский орден «За заслуги» (1983) и высшую гражданскую награду Индии — Бхарат Ратна (1980).

Anjezë Gonxhe Bojaxhiu and her brother and sister

Агнес Гондже Бояджиу (справа) с братом и сестрой.

Агнес родилась 26 августа 1910 года в Скопье (тогда город находился на территории Османской империи) в албанской семье и была младшим ребёнком преуспевающего бизнесмена Николы Бояджиу. Никола был на 17 лет старше жены Дранфиле и умер в возрасте 46 лет, вероятно, убитый ядом по политическим мотивам, когда Агнес Гандже было 8 лет. Мать Дранфиле тогда поддерживала семью, продавая вышитые ткани и одежду, и научила своих детей понимать значение молитвы и труда.

Уже с детства Агнес была религиозной девочкой. В 1928 году она отправилась в Ирландию, где присоединилась к конгрегации Лоретанских сестёр, также известной как Институт пресвятой Девы Марии. Эта религиозная община действует в разных частях света.

После непродолжительного обучения в Дублине, в 1929 году Агнес уехала в Индию. В Дарджилинге она приняла обеты послушницы и взяла имя Тереза. Преподавала географию в миссионерской школе для девочек. Благодаря своим талантам и организаторским способностям Терезе было доверено управление миссионерской школой в Калькутте.

В 1946 году сестра Тереза покинула монастырь Лорето и стала посвящать себя беднейшим и умирающим. В 1949 году она была окружена достаточным количеством помощников, чтобы иметь возможность основать Калькуттскую конгрегацию миссионеров милосердия. 7 октября 1950 года Святой Престол признал новую религиозную общину, основанную на францисканских принципах.

Mother Teresa receives the Père Marquette Discovery Medal (1981)

Мать Тереза на церемонии вручения Pere Marquette Discovery Award (США, 1981)

Почти за 50 лет Миссионеры милосердия открыли благотворительные дома во многих странах мира. Их миссия заключалась в том, чтобы заботиться (по словам Матери Терезы) о голодных, нагих, бездомных, калек, слепых, прокажённых, всех тех людей, которые чувствуют себя нежеланными, нелюбимыми, выброшенными из общества, людей, которые стали обузой для общества и которых все стыдятся.

13 марта 1997 года тяжело больная монахиня передала руководство новому настоятелю конгрегации. Мать Тереза умерла 5 сентября 1997 года. В Индии был объявлен национальный траур. На момент её смерти в конгрегации было более 4 тыс. сестёр в 610 миссиях в 123 странах.

20 декабря 2002 года папа римский Иоанн Павел II издал два указа, в которых официально признавались героические добродетели Матери Терезы, а также чудо, на основании которого Мать Тереза может быть объявлена блаженной. Это было необъяснимое внезапное исцеление молодой индианки. 19 октября 2003 года, во Всемирный день миссии, Мать Тереза была торжественно провозглашена блаженной.

17 декабря 2015 года папа римский Франциск признал второе чудо по её заступничеству. 15 февраля 2016 года папа римский Франциск подписал указ о её канонизации. Канонизирована в Ватикане 4 сентября 2016 года.

Однако Мать Тереза подвергается и серьёзной критике за свою деятельность.

В первой половине 1990-х годов в благотворительном доме «Миссионеров милосердия» были обнаружены ужасающие санитарно-гигиенические условия, нехватка еды и скудное количество седативных средств. Причина заключалась в особом взгляде Матери Терезы на страдания и смерть. «Прекрасно видеть бедных и больных, терпеливо принимающих свою участь и страдания, как Христос в Страстях. Мир стал богаче благодаря их страданиям»,  — сказала Мать Тереза в интервью британскому журналисту Кристоферу Хитченсу. Хитченс также обратил внимание на практику крещения беспомощных умирающих, которую монахини рутинно практиковали по её указанию, хотя по церковным правилам для крещения требуется информированное согласие крестящегося.

Очевидное лицемерие усугубляется рассказами врачей, посетивших центры миссионеров. Не было ничего ненормального в том, чтобы ввести использованную иглу в вену, что было просто верхом ужасных гигиенических условий. В приютах Миссионеров милосердия не оказывала своим пациентам профессиональной медицинской помощи, а лишь облегчалась смерть, ссылаясь на милость Божию. Известны случаи, когда объективно излечимые больных не отправляли в госпитали на лечение, а оставляли умирать. При этом сама Мать Тереза в последние дни своей жизни пользовалась самым роскошным техническим оборудованием в больнице и регулярно получала обезболивающие.

В 1994 году вышел фильм с провокационным названием «Мать Тереза: Ангел ада», в котором монахиню также обвиняли в солидарности с диктаторскими режимами. Она позволяла им наслаждаться своей популярностью за пожертвования в её приюты. За фильмом последовала книга Кристофера Хитченса «Миссионерская позиция: Мать Тереза в теории и на практике», в которой автор подверг критике отсутствие медицинской помощи больным и умирающим в домах Конгрегации милосердия, якобы попытки склонить своих пациентов к христианской вере, её неприятие абортов и контрацепции и уже упомянутые контакты с диктаторскими режимами.

Многие люди возмущались её отказом от абортов и контрацепции. Критики назвали её фанатичной антифеминисткой, в том числе за то, что в 1988 году она сказала, что никогда не отдаст ребёнка на усыновление матери, использующей противозачаточные средства, потому что «это доказательство её неспособности любить».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *