20 евроцентов, Франция (тип 2)

Страна: Французская Республика Художник: Joaquin Jiménez, Oscar Roty (подпись — J.JIMENEZ O.ROTY)
Год(ы) выпуска: с 2024 года Гравёр: 
Монетный двор: Парижский монетный двор
Номинал Материал Масса Диаметр Толщина
20 евроцентов Скандинавский сплав (Cu89 Al05 Zn05 Sn01) 5,74 г 22,25 мм 2,14 мм

Аверс:

20 eurocent France 2024. Josephine BakerЦентральным изображением монеты является профильный портрет танцовщицы Жозефины Бейкер, на который вертикально наложена надпись «JOSEPHINE BAKER». На переднем плане справа снизу — Сеятельница — символ Французской Республики. Слева — множество горизонтальных линий, между которых расположен год эмиссии монеты. В правой части на фоне вертикальных полос расположено обозначение государства-эмитента «RF» («République française»). Между линиями выгравированы имена дизайнеров монеты «J.JIMENEZ» и «O.ROTY». Под портретом слева расположены знаки Парижского монетного двора (рог изобилия) и его начальника гравёрной мастерской.

Вдоль канта равномерно расположены 12 звёзд Европейского союза.

Гурт:

Гладкий с углублениями (т.н. форма «испанский цветок»)

Историческая справка:

Жозефина Бейкер (англ. Josephine Baker, урожд. Фреда Жозефина Макдональд) родилась 3 июня 1906 года в американском городке Сент-Луис. Её матерью была прачка-негритянка, об отце мало что известно, но, по предположению самой Жозефины, он был белым европейцем.

Josephine Baker (1940)

Жозефина Бейкер (фото 1940 г.)

Семья жила очень бедно. Когда девочке исполнилось 8 лет, она, как и её мать, стала зарабатывать, стирая чужое белье и прислуживая белым в их домах, где ей часто приходилось сталкиваться с жестоким отношением к себе. Немного позже устроилась официанткой. В 13-летнем возрасте Жозефина выходит замуж по инициативе матери, которая хоть как то пыталась улучшить жизнь дочери. Но брак не принёс ожидаемого счастья, муж был гораздо старше, и семейный быт, длившийся всего несколько месяцев, оказался скучным и однообразным.

Фамилию Бейкер Жозефина получила от своего второго мужа, от которого она ушла в 1925 году, когда присоединилась к чернокожей группе «Dixie Steppers», с которой добралась до Нью-Йорка. Исключительное упорство принесло ей первую роль на Бродвее в чёрной музыкальной комедии «Shuffle Along». Способность к импровизации и уникальные пародии в конечном итоге помогли получить работу в Париже. Природа одарила девушку элегантной пластикой и неисчерпаемой энергетикой, которые образовывали особую необъяснимую притягательность.

Для довоенной Европы Жозефина Бейкер стала олицетворением горячего джаза. Она исполняла чарльстон, модный танец того времени, невиданным для того времени образом: кружилась на сцене или на танцполе как торнадо, прикрытая лишь страусиным веером или своей знаменитой юбкой из бананов. Она оказалась в нужном месте в нужное время и повлияла на вкусы и эстетические представления людей того и последующих поколений. Завораживающие костюмы, псевдоафриканский стиль с умелой демонстрацией своего происхождения и цвета кожи, безудержный эпатаж — все это ярко выделило Бейкер среди множества французских танцовщиц и принесло заслуженный успех в этой стране.

Жозефина Бейкер изменила все прежние представления о красоте. Она внезапно стала новым идолом энергичной чернокожей женщины: смуглая кожа, выбритые подмышки и волосы, уложенные яичным белком. Солнечные ванны, которые раньше считались вульгарными и неуместными, стали трендом и побудили к созданию совершенно нового продукта: масла для загара, которое впервые представил на рынок Жан Пату. Неожиданно она стала образцом для подражания для многих женщин.

И люди шли посмотреть на неё даже в более пуританских странах, чем Франция. Никто не обращал внимания на то, что церковные круги организовали акции протеста против её выступлений.

Обретя здесь статус «звезды», Жозефина решает покорить свою родину в 1936 году. Как итог — полный провал гастролей. Публика не оценила её выступлений, к тому же расизм так и остался твёрдым убеждением общества. В 1937 году Жан Леон, французский еврей и промышленный магнат, становится третьим по счёту мужем Жозефины. Этот брак помог ей в получении гражданства Франции.

В начале Второй мировой войны Бейкер тесно сотрудничает с французской разведкой, которая использует её популярность в своих целях. Во время гастролей по европейским странам, посещая великосветские вечеринки, дипломатические и министерские приёмы, она могла встретиться с должностными лицами высоких рангов и чинов, и благодаря врождённому обаянию выведать много полезной информации у любого, и затем передать ценные сведения во Францию. Позже Жозефина вернулась во Францию и получила звание 2-го лейтенанта ВВС. В этом статусе актриса поднимала концертами боевой дух французских, британских и американских солдат в странах Северной Африки.

По окончании войны она удостоена медали Сопротивления и Освобождённой Франции, знака Военного креста. В 1961 году президентом Шарлем де Голлем была вручена высшая награда Франции — орден Почётного легиона.

1947 год ознаменовался очередным замужеством, супругом становится руководитель её ансамбля Жо Буйон.

Будучи ещё 11-летней девочкой в своём родном городе Жозефина столкнулась с расовым насилием. Но и спустя три десятилетия за океаном мало что изменилось. Хотя танцовщица была уже мировой звездой, во время своего американского турне в 1951 году она не могла жить в одном номере со своим белым супругом женихом. После того как ей оказали в обслуживании в самом престижном ночном клубе Штатов «Stork Club» последовал скандал, в котором актрису обвинили даже в симпатиях к коммунистам. После чего Бейкер становится в ряды движения по защите гражданских прав негров в США.

После свадьбы с Жо Буйоном Бейкер выкупила замок Миланд в Новой Аквитании, который арендовала предыдущие 10 лет. После ремонта шато, Жозефина с супругом приняли решение усыновления детей, так как своих актриса иметь не могла. Всего под кров замка Миланд было принято 12 детей разной национальности и вероисповедания. Бейкер продолжала постоянно гастролировать, её часто не было дома, поэтому воспитанием детей занимались няньки и муж. Это стало логическим началом распада брака, да и денег в итоге оказалось не так много, ведь Жозефина была тщеславна и тратила огромные суммы на дорогую одежду и украшения. Бейкер оказалась в долгах, и в мае 1968 года её имущество было арестовано и продано на аукционе. С Буйоном они расстались ещё в 1957 году.

В самую трудную минуту её поддержала Грейс Келли, с которой Бейкер познакомилась в Нью-Йорке. Голливудская актриса обеспечила семью новым жильём. Жозефина снова возвращается на сцену. Одновременно с этим регулярно выпускает автобиографии, каждый раз публикуя в них новые факты своей жизни.

Встретив 68-летие, Бейкер устроила пышное торжество в честь полувековой сценической деятельности, с концертом, вином и танцами обнажённой на столе. Через два дня у неё случился инсульт, от последствий которого она умерла. Это случилось 12 апреля 1975 года. Похороны прошли в Монако с воинскими почестями.

30 ноября 2021 года Бейкер была введена в Парижский Пантеон. Она стала первой чернокожей женщиной, удостоенной этой чести. Однако гроб в Пантеоне лишь символический, наполненный землёй из США, Франции и Монако. Её могила остаётся в Монако по просьбе семьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *