2 евро, Ватикан (500 лет со дня смерти Пьетро Перуджино)

Страна: Государство-город Ватикан Художник: Daniela Fusco (подпись — FUSCO)
Дата выпуска: 20.06.2023 Гравёр: Annalisa Masini (подпись — A.M. INC.)
Монетный двор: Монетный двор Италии (Рим)
Номинал Материал Масса Диаметр Толщина
2 евро Наружное кольцо — Cu-Ni; внутренняя часть трёхслойная — Cu-Zn-Ni;Ni;Cu-Zn-Ni 8,5 г 25,75 мм 2,2 мм
Тираж
UNC BU Proof Всего
??? • 69.000 (в буклете) • 9.500 (в коробочке) 78.500
??? 69.000 9.500

Аверс:

2 евро, Ватикан (500 лет со дня смерти Пьетро Перуджино)На внутреннем диске изображён автопортрет Пьетро Перуджино слева на заднем плане — фрагмент картины Перуджино «Крещение Христа». Сверху вдоль края диска — название государства-эмитента «CITTA' DEL VATICANO». Слева расположен знак монетного двора (литера «R»). В нижней части выгравировано имя художника «PERUGINO», второй строкой — годы «1523 • 2023». Также имеются инициалы художника «FUSCO» и гравёра «A.M. INC.».

По кругу внешнего кольца расположены 12 звёзд Европейского союза.

Гурт:

Рифлёный с надписью: 

Историческая справка:

Pietro Perugino

Пьетро Перуджино (автопортрет, ок.1497—1500, Collegio del Cambio, Перуджа)

Художник Пьетро ди Кристофоро Вануччи (ит. Pietro di Cristoforo Vannucci), известный как Пьетро Перуджино (ит. Pietro Perugino), родился в богатой семье в городке Читта-делла-Пьеве (ныне — провинция Перуджа) в середине XV века, предположительно между 1445 и 1452 годами.

О первых годах обучения в качестве художника Пьетро мало известно, но вероятно вначале обучался в перуджинской мастерской Бартоломео Капорали.

После переезда во Флоренцию, примерно в 1468—1471 годах, он работал и учился в мастерской Андреа дель Верроккьо вместе с такими молодыми талантами, как Леонардо да Винчи, Доменико Гирландайо, Лоренцо ди Креди, Боттичелли. В 1472 году он уже был зачислен во флорентийское братство художников Compagnia di San Luca как независимый мастер.

В ходе работ по реконструкции и модернизации Сикстинской капеллы по заказу папы римского Сикста IV Перуджино был включён в команду художников, призванных реализовать цикл фресок, задуманный для украшения стен собора. Работы велись на протяжении 1481—1482 годов.

В 1485 году, через два года после написания алтаря децемвиров для часовни Дворца приоров (ит. Palazzo dei Priori), Пьетро стал гражданином города Перуджа, а в следующем году вступил в местный союз живописцев.

Consegna delle chiavi (Perugino)

Фреска «Вручение ключей апостолу Петру» (ок.1480—1482, Сикстинская капелла, 340?550 см)

11 сентября 1493 года произошло счастливое событие, ознаменовавшее окончательный переезд художника во Флоренцию. Это был брак с дочерью архитектора Луки Фанчелли, Кьярой, чьё изящное лицо появится на многих картинах Перуджино. В 1490-х годах живописец был на пике своей славы. В это время он выполнил свои самые известные флорентийские работы — алтарный образ «Оплакивание Христа» для монастыря Санта-Кьяра и монументальную фреску «Распятие Христово» в зале капитула церкви Санта-Мария-Маддалена-деи-Пацци, которая свидетельствует о мастерстве Перуджино в области перспективы.

Во второй половине 1490-х годов политическая и экономическая ситуация во Флоренции существенно изменилась, поэтому Перуджино перенёс деятельность в основном в Перуджу. В 1495 году он подписал договор на полиптих «Вознесение Христа» для церкви Сан-Пьетро. В период своего полного творческого взросления он основал ещё одну мастерскую в Перудже.

В творчестве Перуджино заметна разница между работами, созданными во Флоренции и Перудже. Очевидно, что он адаптировал свой стиль к среде и вкусу места, в котором работал. В картинах из Перуджи живописец использует с характерную для умбрийского экспрессивную лепку фигур и яркие цвета, в то время как во флорентийских работах прибегает к приглушённой цветовой палитре и ярким мазкам. Вероятно, эти различия можно отнести на счёт разных помощников в мастерских. Во Флоренции Рафаэль, Пинтуриккьо, Рокко Дзоппо и Роберто да Монтеварчи были его самыми важными учениками, а в Перудже с ним работали Андреа д’Ассизи, Эусебио да Сан-Джорджо и Джованни Баттиста Капорали.

Battesimo di Cristo (Perugino)

«Крещение Христа» (ок.1482, Сикстинская капелла, 335?540 см)

В 1496 году Перуджино получил свой самый важный заказ — украшение зала заседаний Collegio del Cambio в Перудже. На фресках мастер изобразил добродетелей, античных героев и библейских персонажей.

Около 1500 года Перуджино входил в число лучших мастеров-живописцев Италии, но его художественные качества и изобретательность постепенно стали впадать в рутинное исполнение, отражено в критике в адрес художника, который пошёл по пути неподвижного и повторяющегося стиля, почти серийного, лишённого тех обновлений и исследований, которые, напротив, проводили такие мастера, как Микеланджело, Рафаэль и Леонардо.

В 1507—1508 годах Перуджино вместе с другими известными мастерами своего времени работал над украшением новых апартаментов в Ватикане, так называемые станцы, по заказу папы римского Юлия II. Но работа понтифику не понравилась, и вскоре помещения были перекрашены Рафаэлем. Сохранилась только потолочная фреска в Sala dell’Incendio, для которой Перуджино черпал вдохновение из раннехристианской мозаики.

Последние работы Перуджино в основном связаны с фресками на религиозные темы в небольших городах Умбрии: «Пьета» в Спелло, «Крещение Христа» в Фолиньо и «Поклонение пастухов» в Треви. Его последней работой стала фреска в церкви Фонтиньяно, изображающая поклонение пастухов. Работа не была завершена, так как художник умер от чумы в феврале 1523 года, он был похоронен в это же церкви. Фреска была дописана его учениками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *